Вам это необходимо?
«Нужно ли мне это?» – задавайте себе этот вопрос каждый раз, когда чувствуете, что собираетесь приобрести дорогостоящую вещь, необходимость которой ставится под сомнение. В 9 из 10 случаев вы заходите в обувной магазин не потому, что старые сапоги износились до такой степени, что подошва уже отклеивается, а на носке дырка. Нет, вас туда заманила модель, выставленная на витрине, или большой плакат, на котором написано заветное слово всех шопоголиков «SALE». Вы заходите в салон, только присматриваетесь, прикасаетесь рукой к нежной замше или не менее приятной на ощупь коже актуального в этом сезоне цвета. Вы сами не замечаете того, как в клетках мозга начинает выделяться вещество под названием «дофамин». У вас возникает непреодолимое желание увидеть сапоги на своих ногах, и пока вы примеряете обувь, дофамин продолжает активно вырабатываться, но вы чувствуете легкое возбуждение и приятное волнение. То же самое с вами происходит, когда вы находитесь на первом свидании с человеком, который вам симпатичен.
Что такое дофамин и как он на вас действует? Дофамин – это нейромедиатор, который вызывает у человека чувство удовольствия или удовлетворения. Те приятные ощущения, которые человек чувствует на свидании, в ресторане во время просмотра меню или в магазине, – это действие дофамина. Своего пика выработка дофамин достигает, когда человек ощущает вкус первого кусочка сочного стейка, касается губ того, кто ему симпатичен, или расплачивается за покупку.
Вернемся в обувной отдел, где вы стоите перед большим зеркалом, показывающим вас в полный рост, но смотрите только на одну деталь – новые сапоги. Уровень дофамина в этот момент раза в три больше, нежели когда эти сапоги смотрели на вас с витрины. Вам нравится это легкое возбуждение: и не потому, что вы чувствуете острую необходимость в новой паре сапог, а потому что вы просто хотите ее. Волна удовольствия окатит вас, когда вы будете проводить картой по терминалу или расплачиваться за покупку наличными, после чего продавец вручит вам сапоги, аккуратно упакованные в коробку и приятно шуршащий пакет. От этих ощущений не останется и следа через пару дней, когда новая обувь, которая еще позавчера подходила ко всему вашему гардеробу, присоединится к остальной обуви в шкафу.
Но пока вы еще стоите у витрины или у зеркала в новых сапогах, чувствуя, что сейчас направитесь к кассе, спросите себя: нужны ли мне эти сапоги?
Новый гаджет или приключения?
Вы задумывались о том, что все неразумные покупки, совершенные под влиянием дофамина, лишают вас того, о чем вы давно мечтаете? К примеру, прогулки по историческим улочкам Санкт-Петербурга подарят вам гораздо больше впечатлений, нежели покупка нового смартфона или одежды.
Прекрасные городские пейзажи, знакомство с работами великих мастеров, скрывающимися в стенах Зимнего Дворца, обеды в уютных кафе – даже двухдневные выходные в Санкт-Петербурге вы будете помнить на протяжении нескольких месяцев. Новый смартфон не принесет вам столько радости и ярких впечатлений, как знакомство с новой местностью. Через пару месяцев вы будете одержимы идеей покупки нового гаджета, который еще на несколько грамм легче и на несколько миллиметров тоньше.
Загляните вглубь своего сердца и спросите себя, чего вы действительно хотите. Не найдется человека, который бы ни мечтал увидеть мир, простирающийся за границами его родного города. Но даже маленькие путешествия кажутся невозможными из-за ограничений в финансах. Отсюда вытекает другой вопрос: почему же эти ограничения не мешают обновлять гаджеты каждые полгода или приобретать ненужную одежду на распродажах?
Как не свернуть с намеченного пути?
Накопить на путешествие или другую цель несложно, если построить план и четко следовать ему. Договоритесь с самим собой каждый месяц откладывать N-ную сумму денег на мечту. Адекватно оцените свои возможности: пусть сумма не превышает стоимость сумки, которую вы можете позволить себе купить, поддавшись порыву.
А как не поддаться искушению? Как не рвануть в магазин после просмотра презентации нового Iphone? Как не зайти в обувной отдел, если большими белыми буквами на кричащем красном фоне написано «SALE»? Перестаньте смотреть презентации новых смартфонов, отпишитесь от рекламных рассылок, перестаньте проводить каждые выходные в торговых центрах, где вам сложно избежать искушения зайти в очередной магазин. Захотелось новые джинсы или наушники? Вспомните о своей цели – и пополните копилку ровно на столько, сколько стоит ваша новая прихоть.
Вы сами не заметите, как вредная привычка тратить деньги на ненужные вещи исчезнет, а награда в виде долгожданного путешествия быстро заставит вас забыть, как сложно было пройти мимо витрин магазинов, зазывающих посмотреть на новинки.